Как построено обучение системной семейной терапии в ЦССТ
автор: Хамитова И.Ю., директор по учебной работе ЦССТ:«Учиться, учиться, учиться…»
Российская психологическая школа известна во всем мире. Но, говоря об этом, мы имеем в виду научную психологию, которая занимается изучением памяти, внимания, восприятия и т.д.
При этом практическая психология пришла на российскую землю совсем недавно, в конце 80-х, начале 90-х годов прошлого века. И с тех пор прочно завладела умами. И если лет тридцать назад к психологам обращались в основном по поводу проблем с детками, то сегодня походом к психологу никого не удивишь. Скорее вызывает недоумение: «какой же ты интеллигентный человек с тонкой душой, если ни разу в своей жизни к психологу не обращался!»
Уже давно практическая психология оформилась совершенно в отдельную профессию, в которой требуются очень конкретные знания умения и навыки.
И если давно понятно, как обучать научной психологии, то обучение психологическому консультированию в вузах и Университетах оставляет желать лучшего.
Применение традиционной модели обучения: чтение лекций, работа с учебниками, обсуждение и диспуты на семинарах – всего этого совершенно недостаточно, чтобы получить хорошего специалиста в области психологического консультирования. Не будешь же, в самом деле, ты на приеме попавшему в сложную жизненную ситуацию человеку читать лекции о том, что с ним происходит. Или давать советы на основании того, что тебе удалось почерпнуть на лекциях.
Сегодня высшие учебные заведения и центры дополнительного образования, предлагают множество различных программ обучения различным видам психологического консультирования.
Но это – или очень академические программы, либо набор техник в рамках определенного психотерапевтического подхода. В результате мы имеем либо психологически эрудированного теоретика, который совершенно не представляет, как работать с реальными людьми.
Или, что еще печальнее, неофита, который вроде даже и знает «как», и свято верит в то, что делает, но все попытки применить знания на практике терпят неудачу. И тогда еще не сформировавшийся, но уже разочаровавшийся в профессии молодой специалист отчаивается, клянет весь мир и конкретных клиентов и уходит из профессии. Или, что гораздо хуже, не видит своих ошибок и неудач, не имеет возможности их понять, проанализировать и исправить. В этом случае он вытворяет недопустимые вещи на своих приемах, совершенно не отдавая себе отчета, что его деятельность не профессиональна, не полезна, и вредна клиентам.
Не случайно во всем мире специализация в области психологического консультирования и психотерапии относится к постдипломному образованию. Когда на общую психологическую эрудицию надстраиваются знания и навыки в определенном направлении психологического консультирования или психотерапии.
В Центре Системной Семейной Терапии мы стараемся учесть все вышесказанное.
Как же мы это делаем? Что мы изучаем и каким образом достигаем того, что все наши выпускники являются крепкими и надежными профессионалами?
Во-первых,мы изучаем систему как таковую. Что такое системная семейная терапия, как работает, какие основные направления в ней существуют. На какие философские и естественнонаучные основы она опирается. Это расширяет кругозор и позволяет избежать узкого взгляда на профессию.
Но основное внимание мы уделяем тренингам и практической работе. При изучении основных направлений системной терапии, преподаватели иллюстрируют каждый шаг показами своей работы. Это могут быть видеозаписи сессий с реальными клиентами, или ролевые игры. Естественно, когда преподаватель делает стоп-кадр и говорит: «смотрите, вот это я сейчас применил такой прием, и сделал это с вот такой целью» и разбирает прием буквально пошагово, то в голове у слушателей складывается вполне конкретная картинка про то, как надо работать в той или иной терапевтической школе. Конечно, вы можете сказать, что подобные навыки можно сформировать, прочитав книгу или послушав лекцию. Но вот тут я не соглашусь. Почему-то никто не осмеливается лечить зубы или вырезать аппендикс, лишь прочитав учебник. Хочется думать, что человеческие отношения и внутренний мир человека устроены сложнее, нежели его зубы или внутренние органы… А, следовательно, и работать с ними нужно учиться долго и серьезно.
Итак, мы смотрим много видеозаписей приемов реальных клиентов, разбираем их буквально покадрово, делаем множество упражнений, позволяющих оттачивать конкретные навыки. Особое место занимают записи приемов создателей различных направлений системной терапии. Глядя на «основоположников» различных системных направлений, разбирая и анализируя их работу по шагам, становится гораздо понятнее, как выполнять ту или иную технику. Это чем-то похоже на то, как будущие хирурги просматривают видеозаписи операций великих хирургов.
А затем мы записываем на видеокамеру наших стажеров, с последующим тщательным анализом видеозаписей. Цель всего этого – буквально довести до автоматизма навыки практической работы.
И вот тут, практически все стажеры, посмотрев свою собственную работу на видео, начинают ясно видеть свои ошибки и ловушки, в которые они попадают на приеме. Кто-то, например, осознает, что он слишком активен, кто-то понимает, что боится агрессивных клиентов, или депрессивных, или молчащих… И тогда направления тренингов раздваиваются. С одной стороны, акцент в тренинге навыков с использованием видеокамеры все больше смещается в стороны рефлексии собственных ошибок, и того, как их исправить, как выйти из затруднительных ситуаций. А с другой стороны, мы рассматриваем и анализируем личные истории наших стажеров на тренинге – самопознании с использованием генограммы. Например, психолог может быть из семьи «Спасателей» или «Героев», когда его предки на протяжении нескольких поколений следовали определенному способу выживания. И вот теперь, совершенно не осознавая этого, автоматически, психолог может прибегать к этому способу не только в жизни, но и в работе с клиентами. Но, «Спасатель» нуждается в «Жертвах», а «Герой» может прибегать к неоправданному риску. В результате клиенты первого не будут улучшаться, давая возможность психологу бесконечно спасать их. И тогда процесс терапии может длиться бесконечно. А второй может ожидать от клиентов быстрых и решительных действий, и сам испытывать фрустрацию, когда клиенты не оправдывают его ожиданий. Рассматривая истории своих семей на протяжении нескольких поколений, наши стажеры начинают осознавать корни своих затруднений, как профессионалов. Они «ловят» их в своем повседневном поведении и в работе с клиентами. И в дальнейшем уже работают с этими вопросами на своей личной терапии.
Параллельно наши стажеры ходят на тематические тренинги. На них они могут еще и еще, раз за разом, потренироваться как работать с горем, с утратой, с посттравматическим расстройством (ПТСР); с изменами и разводами; семейными кризисами, их видами и стратегиями преодоления; кросс-культурально устроенными браками, гомосексуальными союзами, суицидами и родственниками суицидентов; с семьями, где есть дети-инвалиды или дети с аномалиями развития; с семьями, где есть психически больные люди или люди пожилого возраста. Они тренируются, как работать с семьями алкоголиков и наркоманов, с зависимостями и созависимостями; они изучают виды ранних травм, просто травмы и посттравматические расстройства; научаются отличать норму от патологии. И лишь тогда, пройдя все это, стажеры начинают понимать, как работать с семьей, когда она переживает рождение ребенка, измену, потерю, переезд, ссоры, болезнь одного из членов семьи и многими другими трудностями. Как в семье выстраивается дистанция, для чего существуют ссоры, какая порция близости требуется супругам и как им помочь научиться узнать друг друга в реальности и быть близкими по-настоящему. Как работать в системной терапии с депрессией, паническими атаками, фобиями, пищевыми расстройствами, сексуальными дисфункциями. Что делать с семьей или клиентом, если в его семье существует насилие…. Вот неполный перечень того, что осваивают наши стажеры. И все это в виде тренингов. Причем понятно, что пожилым людям и детям нужно применять разные методики. Чтобы расширить арсенал методов для работы с детьми предлагается целый набор методов - песочный и пластилиновый тренинги, игровая терапия, сказкотерапия, рисуночная терапия, арт-методы, метафорические ассоциативные карты, дисциплинарный тренинг, тренинг по краткосрочному консультированию, тренинг по нарративной работе, тренинг по детско-родительскому взаимодействию и т.д..
А дальше начинается самое интересное. Ибо практическая составляющая обучения нарастает. Второй год обучения подразумевает практику, практику, практику и еще раз практику. Знаете, что такое «открытый прием»? Это когда преподаватель – опытный психолог работает с клиентом или клиентской семьей в одной комнате, а через видеокамеру за этим приемом из соседнего зала наблюдают стажеры. Все происходит в режиме реального времени. После приема преподаватель возвращается к стажерам и разбирает этот прием по косточкам, то есть по шагам (такие учебные приемы записываются на видео, клиент об этом, конечно же, знает, с ним подписывается договор о конфиденциальности). На протяжении полугода четыре опытных психолога, демонстрируют работу с двумя случаями каждый, в разных системных подходах. Таким образом, наши стажеры имеют возможность наблюдать восемь пролонгированных случаев и изучать на практике разные системные школы и разные терапевтические стили и стратегии. И параллельно практика с настоящими клиентами происходит в разных учреждениях Москвы. Совершенно самостоятельно стажеры ведут приемы с реальными клиентами, а затем обсуждают это со своими супервизорами. Таким образом, реальные навыки и умения интернализируются, превращаясь постепенно в личностный стиль психолога.
И, наконец, во втором полугодии наступает момент катарсиса. Пусть тревожный, но возбуждающий процесс, когда «открытые приемы» ведут уже сами стажеры. Они должны продемонстрировать все, чему научились за это время. И не просто рассказать или описать, а именно показать вживую. Стажеры, с настоящим живым клиентом (или семьей) находятся в одной комнате, а небольшие видеокамеры в углу передают звук и изображение в соседний зал, где сидит остальная группа и супервизор. И потом работа тщательно анализируется. Так получаются практические психологи, опытные практики, которые умеют оказывать реальную помощь людям. Они осознают, что, как и зачем делают, видят все свои сильные и слабые стороны, осознают свои терапевтические ловушки. И понимают, как им действовать, если случай превосходит их компетенцию.
Ну и совсем «на сладкое», на втором году обучения, наши слушатели начинают работать в стажёрской психологической консультации, где принимают реальных клиентов, которые обращаются в наш Центр за психологической помощью. Это – так называемые «социальные приемы». Для людей, нуждающихся в психологической помощи, это – возможность получить эту помощь бесплатно или за символическую плату. Все эти приемы стажеры обязательно супервизируют у опытных коллег.
Как вы понимаете, не начать квалифицированно работать с клиентами после такой практики просто невозможно! Но что еще более важно, все выпускники адекватно оценивают свой уровень работы и понимают, с чем они уже могут работать, а какие навыки еще было бы неплохо потренировать. Ведь мы, психологи учимся постоянно. Постоянно повышаем свой профессиональный уровень, узнаем новые способы и методы помощи людям, изобретаем свои, обмениваемся опытом с коллегами. И только так, по моему убеждению, можно быть эффективным в этой профессии.