Детское фантазирование
Фантазирование – это, в широком смысле слова, способность человеческого сознания создавать образы, картинки. Способность воображать, представлять, сочинять является важнейшей стороной нашей жизни. Если бы у человека не было этой способности, мы бы лишились практически всех научных открытий и произведений искусства. А разве можно представить мир детства без фантазий?
Большинство детей становятся фантазерами в раннем возрасте, годам к трем. В возрасте 3–6 лет фантазии для ребенка – один из способов познания мира, ведь собственного опыта и возможности объективно оценивать окружающий мир у них недостаточно. Ребенок домысливает и сочиняет то, чего он еще не знает, и решает возникающие перед ним проблемы с помощью фантазий. Период детского фантазирования – обязательный этап развития ребенка, он лежит в основе развития творческого мышления. В силу важности и значимости для ребенка воображения необходимо всячески помогать его развитию.
В связи с незрелостью психики ребенка грань между образами фантазии и реальностью у него не столь четкая, как у взрослого. Именно поэтому ребенок верит в реальное существование сказочных персонажей: боится злого волка из мультфильма, плачет от жалости к зайчонку, слушая сказку. Нередко фантазии ребенка отражают то, чего ему не хватает в реальной жизни. Если малыш начал зацикливаться на чем-то одном, например на несуществующем друге, есть повод проконсультироваться у психолога. Порой детские фантазии свидетельствуют о серьезных проблемах: страхах, одиночестве, обиде на взрослых.
Особенности детской психики обеспечивают относительную легкость возникновения не только обычных, но и патологических фантазий в случае расстройства психической деятельности.
Возникновение патологического фантазирования можно наблюдать уже у детей трех – пяти лет. В этих случаях оно выражается в виде своеобразной, необычной для здоровых детей игровой деятельности, которая, в зависимости от характера заболевания, особенностей личности ребенка и среды, где он растет, может проявляться в разных формах. В отличие от подвижных, быстро меняющихся, тесно связанных с реальностью фантазий здорового ребенка, патологические фантазии характеризуются необычайной стойкостью и малой подвижностью. Нередко они оторваны от реальности, причудливы по содержанию, часто сопровождаются нарушением поведения и дезадаптацией.
У младших школьников воображение принимает более критические формы, однако остается очень важным для его психического развития и в процессе школьного обучения. Любое обучение связано в том числе с необходимостью оперировать абстрактными образами и понятиями. Все это невозможно сделать без воображения или фантазии. Дети младшего школьного возраста очень любят заниматься художественным творчеством. Оно позволяет ребенку в наиболее полной и свободной форме раскрыть их личность. Сложности возникают в том случае, если ребенок уходит от учебы в мир своих фантазий. По сути дела, это продолжение дошкольного, игрового способа жизни в школьном возрасте. Ребенок как бы отсутствует на уроке, подолгу сидит над домашними заданиями. Речь не идет здесь о повышенной отвлекаемости. Ребенок просто погружен в свой внутренний мир, в свои фантазии и мечты. Такое погружение становится средством удовлетворения как игровой потребности, так и потребности обратить на себя внимание окружающих и мешает становлению учебной деятельности.
Подростковый возраст отличается переходом от детского восприятия
окружающей действительности к взрослому. Уход в фантазии в этот период заставляет насторожиться. Фантазируя, подросток часто уходит от решения важных проблем в нереальный мир, где с проблемой справиться проще. Поэтому если взрослый столкнулся с тем, что подросток явно фантазирует, придумывает нереальные события, то, скорее всего, речь идет о болезненном вопросе, с которым подросток не может справиться в реальной жизни.
Прием ведут:
Хамитова И.Ю, Акбарова А.А., Антипова М.А., Климова С.В., Кокуркина Н.И., Кононенко Л.А., Кузнецова Ю.А., Максимова Р.А., Мещерина В.Г., Потемкина Т.А., Петрова И.М., Слинькова М.И., Смирнова Н.Б., Твердохлеб Н.А.